ТДТ

Ассоциация танцевально-двигательной терапии

Previous Entry Share Next Entry
Читайте интервью с Изабель Шенкель
ТДТ
atdt_blog
Интервью с Изабель Шенкель, PhD, CAGS –преподавателем –супервизором программы по Intermodal Expressive Arts Therapy в Институте терапии Выразительными искусствами “L’eatlier” в Женеве (Швейцария).
нтервью проведено и записано Бирюковой И.)

Вопрос: Почему Вы стали экспрессив-арт терапевтом? Чем так привлекла Вас эта специальность?
Изабель: Мне всегда было интересны помогающие отношения. Мне хотелось найти способ быть в помогающей позиции с людьми, но при этом, чтобы эта позиция и способ помогающих отношений максимально соответствовали тому, кто я есть. И Выразительные искусства –оказались для меня наилучшим способом быть с людьми и сопровождать их из помогающей позиции.

В: Я знаю , что с раннего детства Вы занимались танцем, а сейчас занимаетесь клоунадой и Ваша докторская диссертация по Expressive Arts Therapy (ЕХАТ) была о клоунаде. Как возник этот интерес?
И: Когда я обучалась в программе Терапии Выразительными Искусствами, одним из требований было знакомство с тем видом искусства, которого не знаешь. Мне совсем была не известна театральная импровизация. И я прозанималась этим 4 года. Но я продолжала искать более сензитивный способ, большую чувствительности в присутствии на сцене –и нашла это в клоунаде. Вот такой путь: танец- театр –клоунада. Все это для меня всегда про то, как быть на сцене с публикой , в контакте с людьми вокруг. Думаю, что следующий шаг для меня будет – сценография –сценический дизайн.

В: А как это связано с практикой экспрессив артс-терапевта?
И: Мне в терапии сейчас очень интересен вопрос про это, когда человек путешествует в своем воображении: где это происходит? Какой сеттинг, ландшафт?
В моей жизни все время присутствуют 2 стороны: сцена и помощь людям. В экспрессив-артс терапии – тоже есть эти 2 части. Я преподаю экспрессив артс терапию. – Преподавать – это тоже иной особый способ быть на сцене. Сценическое мышление все время присутствует и в моей практике в качестве экспрессив -артс терапевта: мне интересно думать о терапевтическом процессе в сценических терминах. Кто публика? кто исполнитель? Кто слушает? Сейчас я перформер или свидетель? Я использую эти сценические элементы в своей ЕХАТ –практике -мне интересно думать в этих терминах про то, как выстраивается терапевтический контакт, как может экспериментировать клиент, чтобы быть в контакте с собой , с «публикой». Клиент – как перформер, исполнитель и как свидетель. Я играю с этим.

В: Терапия творческим самовыражением, арт-терапия, терапия творчеством, кретивная психология в России; Arts therapies, Creative arts therapies, Intermodal expressive arts therapy в мире. Разные названия –разные подходы и школы использования искусств, творчества в терапии. А что среди них выделяет именно школу Intermodal Expressive Arts Therapy, созданную Паоло Книллом , Шоном Мак Ниффом и их коллегами? Что отличает этот подход от всех других?
И: Центральное место в этой работе принадлежит Искусствам. Это дает много свободы как клиенту, так и терапевту. Я использую искусства в размышлениях над практикой. Как в своей ЕХАТ- практике я могу быть художником в широком смысле этого слова (artist) в помогающем контексте, т.е. быть терапевтом?

В: А этот подход не уводит из терапевтического контекста в артистический?
И: Нет. Во время сессии – центр внимания –человек, а искусства –главный способ рефлексии, способ мышления о ходе сессии – это то что помогает развивать сессию, дает идеи как быть здесь с этим человеком, что делать… Когда я говорю, что в этом подходе Искусства –в центре, это означает что понимание и знание принципов искусства, умение мыслить как Artist и создавать произведения искусства - питает специалиста ЕХАТ терапевтическими идеями.
Как терапевт я вижу цель работы в трансформации. Преподаватель любого вида искусства не будет об этом заботиться, это не его задача. Его задача- мастерство и навыки, чтобы создавать работы искусства. Если трансформация случится- это как побочный эффект: «Ну ладно, хорошо.»- скажет он и не будет сосредотачиваться на этом. А в ЕХАТ- сессии момент трансформации – это суть и цель работы –поэтому мне, как терапевту, важно помочь человеку найти не только творческую форму , - но и слова, выражающие эту трансформацию. Нас это заботит очень сильно.

В: В чем терапевтическая сила мультимодальности творческого выражения?
И: Душа выражает себя через образы, а не слова понятий и концептов. Об этом очень хорошо написал Дж. Хилман . Когда нечто трогает душу – это видно через все органы чувств: кожа краснеет или бледнеет, или ощущаются мурашки, высвобождается мышечное напряжение, изменяется дыхание. Душа переживается через органы чувств. Искусства тоже укоренены в органах чувств – в восприятии, поэтому искусства являются хорошим средством выражения души.

В: Что необходимо, чтобы овладеть данным направлением и использовать его в свое работе?
И: Много смелости!!! Любить рисковать, экспериментировать, пробовать новое! Когда собственная чувствительность и восприимчивость становятся профессиональным навыком, нужно еще уметь хорошо осознавать то, что происходит здесь, в моменте и получать удовольствие от игры с этим происходящим. Важно уметь играть с маленькими вещами, с деталями и простыми способами самовыражения.


В: Каковы возможности и ограничения данного ЕХАТ?
И:. Каждый метод имеет свои возможности и ограничения, которые зависят как от клиента, так и от терапевтических отношений, от того как создает терапевт доверительный контакт. Клиент должен чувствовать себя комфортно с эти способом работы через творчество, через искусства. Вот почему мы имеем такое многообразие методов работы, различные подходы психологии. Для одного человека – это приемлемый способ работы, для другого нет .Мы такие разные, так что разнообразие не иссякает.

В: С какими категориями клиентов в оно наиболее успешно?
И: С самыми разными: с младенцами, инвалидами, аутистами… Важно помнить, что мы работаем прежде всего с людьми. Какие люди вам интересны? С каким типом вы умеете или вам интересно находить контакт? Наши студенты, если им нравится какая-та категория людей , обычно находят способ контакта, находят пути, как открыть взаимодействие с ними через выразительные искусства.
Например, говорят , что так как ЕХАТ работает с воображением, это не работает с психотиками. Но я слышала, что есть экспрессив-арт терапевт, который нашел способ работы с ними.
ЕХАТ – дает много свободы, который позволяет каждому специалисту найти свой способ в работе практически с любой категорией клиентов.

В: Расскажите немного о «Л’еталье» - Институте терапии Выразательными искусствами, в котором ВЫ преподаете?
И: Леталье отмечаеи 20 лет своего существования в 2012 году.
Этот институт был основан и развивался Жаком Ститлманом. Он широко сотрудничал с психиатрами и `артистами (artisits). И вместе с несколькими из них он стал одним из основоположников Arts Therapy во франкоговорящей Европе. Французская школа Arts Therapy имеет сильные корни как в психоанализе, так и в искусствах. Поэтому, когда в Саас Фе (область немецкой Швейцарии) Паоло Книлл (один из основоположников Intermodal Expressive Arts Therapy) открыл программу по терапии творческим выражением в European Graduate School – (EGS)– Жак увидел много общего в подходах и нашел способы сотрудничества и развития экспрессив -артс терапии во франкогорящей части в связи c EGS. При этом Леталье сохраняет прочные связи и с французскими основоположниками Arts Therapy. Упомяну для примера Жана Брустра (Jean Broustra) и Жан-Пьер Кляйна (Jean –Pierre Klein) – среди наших приглашенных преподавателей.
В нашей программе ЕХАТ в Леталье 3 основных преподавателя и большое число интересных практиков. Последние проводят 3-х дневные мастер-классы. А мы обучаем архитектуре экспрессив- артс терапии –основополагающие моменты теории и практики: вопросы сеттинга, философии и т.п . – т.е. учим тому, что составляет сердцевину ЕХАТ и определяет этот подход, делает его тем, что он есть. Третья коллега ведет часть, как входить в специфику каждой форы искусства. И есть множество мастерских с очень интересными специалистами и области искусств и ЕХАТ. Через неделю, например, у нас будет преподавать Mark Guiraud (Марк Гиро) мастерская “Habit Habite” – он не терапевт, он из искусства, создал свой подход который называется dance singulaire.
Он со студентами изготовляет разную одежу и затем , одеваясь в эти созданные одежды свои и других участников группы – студенты ищут ответ на вопрос «Кто я?»
У нас очень сильна философия того, как быть с искусствами в помогающих отношениях . Мы работаем с основоположниками направления, обучаем тем приемам работы, которые были ими разработаны.
И в то же время мы открыты к самым разным школам и направлениям, которые работают с искусствами. И сотрудничество с вашей кафедрой ТДТ ИППиП –часть нашего удовольствия, когда мы испытываем опыт различий и находим способы взаимодействия.

Для нас эта открытость к различным подходам – наш способ развития, нам нравится постигать различия, так как это то, что питает нас. Т.е. особенность нашего института, что мы имеем сильное теоретическое основание -и открытость к многообразию методов и методик в практике.



В: Сколько длится обучение, чтобы получить диплом экспрессив артс терапевта?
И: 4 года обучения – это магистерский уровень. Это около 1000 аудиторных часов.+ еще порядка 1000 часов , включающих практику, супервизию и личную терапию. Также наши студенты пишут много рефератов по литературе, отчетов и еще имеют отдельные письменные задания. Например, нужно написать дневник наблюдения на 20 страниц: студент должен имееть100 часов наблюдения за творчески процессом в искусстве– и представить отчет и анализ….

- Как деревья не растут быстро, так основательное знание и понимание профессии также требует времени!
Спасибо за интервью Изабель. Мы ждем Вас в ноябре, а Жака - в марте. Будем рады новой встрече!

?

Log in

No account? Create an account