ТДТ

Ассоциация танцевально-двигательной терапии

Previous Entry Share Next Entry
«КРЕАТИВНЫЙ ТАНЕЦ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДВИЖЕНИЯ И ТАНЦА»
ТДТ
atdt_blog

фото для рекламы КТРД

На кафедре ТДП ИППиП осенью 2011 года стартовал новый образовательный проект:
«Креативный Танец и Развивающее Движение.
Основы психологии движения и танца».
Нам, организаторам и ведущим Елене Котеленко и Татьяне Фатеевой,
 хочется поделиться идеями, которые заложены в программе.


     Начнем с того, что в нашей стране в последнее десятилетие активно развиваются (и это радует!) всевозможные формы танцевального искусства и танцевально-двигательная терапия. И так оказалось, что есть целый пласт знаний о том, как  движение и танец влияют на целостное развитие человека, не только его тела и двигательных возможностей, но личности в целом. Эти знания используются и питают как современный танец, так и танцевально-двигательную терапию. И в Специализации по ТДТ  элементы этих знаний органично встроены в обучение и подготовку танцевально-двигательных психотерапевтов на кафедре ТДП ИППиП (г. Москва). Пришло время новых предложений, которые помогут большему количеству специалистов посмотреть на танец и движение гораздо шире.
    Программа « Креативный танец и Развивающее движение. Основы психологии движения и танца» – это  результат синтеза многолетнего опыта преподавания и исследования танца, движения и танцевальной терапии. Программа опирается на философские и теоретические  базы самых современных школ по изучению взаимосвязи и взаимовлияния тела и сознания,  движения и эмоций, здорового функционирования организма, психического благополучия,  креативности, коммуникации с другими. Такой подход позволяет изучать Движение как систему - с функциональной и психологической точки зрения. Он позволяет задействовать творческое самовыражение через танец осознанно и специфично с учетом потребностей группы, коллектива, пары или конкретного человека. 
     Так же, есть еще один немаловажный факт, который повлиял на возникновение этой программы. Увеличился интерес к обучению профессии ТД-психотерапевта. Но для поступления в специализацию по ТДТ существуют определенные требования, как-то: наличие базового психологического образования, длительный и продолжающийся танцевальный опыт, наличие практики и возрастная и психологическая зрелость. Что делать тем у кого, например, нет психологического образования, но есть огромная танцевальная-/педагогическая практика и желание изучать движение глубже, понимать как оно связано с проявлением личности, с возрастными особенностями, коммуникацией, креативностью, т.е. проникать в философию и психологию движения. Или, например, что делать психологам, которые увлекаются двигательными практиками и танцем, но не знают как грамотно и экологично использовать этот ресурс, в работе со своими клиентами и пациентами. Так же эта программа поможет продолжать свое профессиональное развитие и тем, кто еще не принял решения о поступлении в специализацию по ТДТ.
    Так что же мы предлагаем? Мы предлагаем программу, которая с одной стороны сможет дать людям практические знания и навыки в области психологии движения и танца, то, что имеет отношение к целостному развитию человека и  помочь сформировать двигательное мышление и видение личности. С другой стороны,  поддержит интерес к нестандартному восприятию и пониманию исцеляющих возможностей танца и к танцевально-двигательному направлению в целом.
    Почему мы предложили именно такое название?
Креативный(творческий) танец - это форма движения и танца, фокусирующая свое внимание на целостном развитии человека и его личности. Через двигательное выражение танцующие достигают высокого уровня физического развития, обучаются языку танца и взаимодействуют со своими эмоциями и чувствами.  Креативный танец – это единственная форма двигательной активности, в которой физическое движение используется не столько для выражения какой-либо двигательной функции, а больше как раскрытие персональной экспрессии и творческого самопроявления, он воспитывает и питает экспрессивные возможности человека, и помогает ассимилировать эмоциональный опыт, формирует новый двигательный репертуар. Развитие творчества и воображения способствует гармонизации всех аспектов личности, и дает возможность применять этот опыт не только в профессиональной области, но и в жизни как таковой. Креативный танец включает в себя творческие формы танцевального искусства: выразительное движение, танцевальная импровизация и танцевальный перформанс, элементы ТДТ, Анализа движения Лабана (LMA) и Двигательных основ Бартениефф.   Одно из близких значений Креативного танца - это импровизация. Однако мы используем международную терминологию, наиболее полно раскрывающее это направление. Оно шире, чем импровизация (что относится в основном к профессиональному полю его использования: в танцевальных, театральных и музыкальных спектаклях, перформансах, лабораториях движения) и применяется в работе с разными возрастными категориями, чаще всего в развивающем формате (детьми, взрослыми, пожилыми людьми).
Развивающее движение – это метод,  который опирается на психомоторное развитие человека, и основан на глубоком понимании важнейших предпосылок успешного развития  ребенка, всех его двигательных функций и деятельности головного мозга.   Наши движения опираются на двигательные паттерны, а те в свою очередь на рефлексы. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, соответствующих задачам психологического развития. Результатом является формирование функциональных навыков, экспрессивных и коммуникативных умений. Поэтому важно, чтобы каждая стадия развития человека была эффективно пройдена и психо-моторные задачи, соответствующие каждому этапу были решены. Пробелы в процессе развития  формируются в неиспользуемый двигательный и психический потенциал, в так называемые «нерешенные задачи развития».  Развивающее движение помогает вернуться на эти ранние уровни организации тела,  и «достроить» пропущенное или неосвоенное, пробудить поток двигательной энергии, который когда-то остановился, укрепляем связи поддерживающие состояние целостность тела и личности. Это развивает телесную осознанность и двигательное мышление.  Настоящие изменения случаются, когда человек принимает «себя настоящего». Это открывает развитие, трансформацию к здоровому и эффективному функционированию. Спектр человеческой выразительности и презентации себя миру расширяется, что влияет на взаимодействие с собой, с другими, с миром. 
        Оба эти направления, Креативный танец и Развивающее движение формируют базу для исследования и изучения психологии движения и танца, помогают увидеть человека в его целостном развитии (тело-движение-психика). Телесная функциональность (то, что имеет отношение к Развивающему движению) и его выразительность(то, что имеет отношение к Креативному танцу) питают и поддерживают друг друга.  Такое сочетание открывает новые возможности для человека, расширяет его видение и понимание. Эти два способа направлены на раскрытие максимального двигательного потенциала человека и его психо-эмоционального состояния, и способствуют развитию всех типов его интеллекта: телесного(BQ), двигательного(MQ), эмоционального (EQ) и когнитивного(IQ).
Хочется отметить, что на наш взгляд в России пока нет аналогов такой программы, имеющей системный подход и образовательный стандарт(программа повышение квалификации). Мы не «открываем Америку». В Москве и других городах России проходят семинары, где предлагается похожий опыт.  Но, как правило, это либо разовые мероприятия, либо очень разрозненный материал и двигательное развитие отделено от экспрессивного опыта. Уникальность программы в том, что это первая попытка собрать знания о целостном развитии личности и всех уровней его интеллекта (двигательного, телесного, эмоционального и когнитивного) в единый систематизированный обучающий курс, который, мы надеемся, будет в дальнейшем развиваться до большой образовательной программы. Мы очень рады, что программа идет на базе Института Практической Психологии и Психоанализа, что придает ей особый вес  и статус, и благодарны поддержке Кафедры ТДП  ИППиП и творческому участию и вкладу в создание этой программы завкафедры Ирине Бирюковой.
Программа ориентирована на специалистов как помогающих, так и творческих профессий. Во-первых, конечно же,  на хореографов и танцевальных педагогов. Это специалисты, которые много работают с творческими задачами, постановочными и хореографическими. Всегда встает вопрос «где брать двигательный материал?».  Обучение помогает находить ответы на эти вопросы, через изучение законов и принципов движения и основ импровизации и композиции (через призму системы наблюдения движения Лабан-Бартениефф, Somatic Movement). Так же  обучение предлагает курсы, касающееся целостного развития человека, его тела, двигательного репертуара и психики. Эти знания помогают решать педагогические задачи и лучше понимать участников коллектива, в  т.ч. их возрастные и личностные особенности. А также  находить креативные и эффективные  способы для помощи участникам коллектива в адаптации и максимального творческого раскрытия каждой личности. 
      Во-вторых, это может быть интересно психологам и психотерапевтам, которые используют в своей работе движение и танец. Обучение поможет больше понимать психологию движения и танца и более осознанно задействовать в своей работе двигательный уровень клиентов.
      В-третьих: детским психологам, специалистам по раннему детскому развитию, работникам реабилитационных и абилитационных центров и организаций. Знание этого материала делает работу этих специалистов более успешной и продуктивной.
Как организовано обучение. Программа соответствует статусу «повышения квалификации» и состоит из нескольких курсов. 
 «Креативный танец и Развивающее движение: введение. Основы танцевальной импровизации». 
 «Введение в Анализ движения Лабана(LMA) и Двигательные основы Бартениефф(BF). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие». 
 «Эмпирическая анатомия. Культура телесности. Основы целостного подхода в работе с телом» первый семинар. 
 «Двигательное развитие - как основа для развития многообразия танцевальных и движенческих форм». 
Представление индивидуального проекта. Завершение. 
Каждый курс логически продолжает тему предыдущего, но при этом, имеет целостную и завершенную форму. Хочется особо отметить, что благодаря очень логичному включению в программу курса «Введение в Анализ движения Лабана и Двигательных основ Бартениефф», преподаватель Хилари Брайен(США), эта программа приобрела статус международной. Более подробно о курсах программы и о том, как в нее попасть, можно почитать на сайте ассоциации www.atdt.ru или на сайте кафедры ТДП ИППиП tdt-edu.ru 
       Мы рады, что интерес к этой программе есть не только в Москве, но и других регионах России. И практически одновременно с Москвой она развивается  в Уфе, Краснодаре, Екатеринбурге. Те отзывы, которые мы получаем от студентов и участников программы, дают нам поддержку и понимание, насколько эта программа своевременна и необходима. Мы будем счастливы поделиться с Вами знаниями в области психологии движения и танца, которые имеем. Пишите нам по адресу creativedancemoscow@gmail.com  
Надеемся, до скорой встречи с Вами. 
Продолжение рассказа о развитии программы в следующем выпуске.

Котеленко Е.Ю.(Рязань)

Фатеева Т.А.(Москва)


?

Log in